Oleg Tischenkov (olegti) wrote,
Oleg Tischenkov
olegti

tomcat

завтра выложу свежий котокомикс
я уже говорил, что сознательно не рисую их много
так вот в преддверии нового комикса некоторые слова, которые я говорил:

1 в интервью гаудеамусу >>

2 другому журналу, точнее человеку (из этого журнала) :) ), которому я премного признателен:

ОЛЕГ ТИЩЕНКОВ: «МИР ВОКРУГ ПОСТОЯННО ИЗМЕНЯЕТСЯ».

* * *

Анкета:
Имя: Олег Тищенков.
Возраст: 42.
Профессия: художник.
Еда: всеяден.
Время года: чтобы не скользко-мокро-холодно.
Музыка: акустика, альтернатив.
Город: Калининград, Торонто.
Книга: «Два».
Цвет: поддесетурированный оранжевый.
Настроение: радость.

* * *

Kadzuo Kiriyama: Олег, спрашиваю, как человек, совершенно не умеющий рисовать: этому действительно можно научиться?

Олег Тищенков: Я считаю, что люди, которые могут или пытаются выразить свои мысли и идеи с помощью карандаша, умеют рисовать уже по умолчанию. У меня вообще есть такая теория, что все умеют рисовать, но в каком-то возрасте кто-нибудь дал им по башке и сказал, например, что «птичка не похожа на птичку». Люди начинают комплексовать и начинают думать: «Так, все, это не мое!». У них включается какой-то такой непонятный режим, что «у меня не получилось, я – лузер». Все не так. Мне кажется, все всё умеют изначально.

КК: А твоя история как началась? В смысле, как художника…

ОТ: Ну, рисовал я, рисовал… Без фанатизма. Фанатизм в школе наступил: я стал от рисования получать удовольствие. В классе третьем-четвертом я запускал по классу листочки с разными сюжетами, все смотрели, ржали, кто-то что-то подписывал, подрисовывал… За это меня, конечно, из класса выгоняли. А умные учителя начали этим пользоваться: заставляли стенгазеты всякие делать… Класса с четвертого я понял для себя, что рисование – это мой способ самовыражения…

КК: Тогда давай проследим: сначала рисование «для себя», потом – стенгазеты. А потом?

ОТ: Дальше, в институте, было все те же самое: мы познакомились с хорошими ребятами, которые любили комиксы. И мы начали дурачиться, в эти комиксы «играть», рисовали те же стенгазеты. А какими они тогда были? «День энергетика», «На Седьмое Ноября»… Ну, были, конечно, нормальные праздники, типа «1 апреля» и «Дня студента»…

КК: Вычитал в одном твоем интервью, что для тебя «комиксы – это прикладное», а теперь получается, что ты с них начал?

ОТ: Ну, помимо комиксов, я много рисовал маслом, занимался авангардизмом, современным искусством. То есть, до начала двухтысячных годов я был очень продвинутый в этой области чувак. В локальном масштабе. Я тогда жил в Смоленске, у нас был свой клуб, свой «культурный бульон», в котором мы варились. Правда, потом все повырастали из этих штанишек… Это как рок-н-ролл: когда играешь на гитаре, ты получаешь одно удовольствие, а потом ты подрастаешь и понимаешь, что если игра не приносит денег, то этим нужно заниматься в другом режиме. Вот то же самое у меня возникло с современным искусством. Я получал огромное удовольствие: выставки всякие, критики, но когда на этом невозможно заработать, а тогда все это именно так и было, ты пересматриваешь свое отношение к предмету. Я закончил институт. В те времена начиналась тема с компьютерами, и я рисовал, и одновременно с компьютерами «общался». На смоленском телевидении появилась вакансия «компьютерный художник». Так я попал на телевидение и начал рисовать на компьютере.

КК: А сейчас что происходит?

ОТ: Я очень долго был художником и ведущим дизайнером в студии Лебедева, но я нарисовал все сайты, которые хотел, и когда этот процесс пошел уже по тридцатому кругу, я понял, что наступает день сурка. Это как в пятый раз объясняться в любви одному и тому же человеку.

КК: Удовольствие от работы получать перестал?

ОП: Я работаю в такой области, где всегда можно найти, от чего получить удовольствие. Внутри студии я мог заниматься разными вещами, не зацикливаясь на одном и том же. Например, мы с коллегами сделали иллюстраторское агентство, и все как-то стало двигаться в эту сторону. С тех пор я рисую и не жужжу: мне это нравится и нравится сильно. Сейчас я ушел работать удаленно: в какой-то момент у меня возникли семейные обстоятельства, и пришлось работать дома. То есть, раньше я был штатным художником, а теперь стал внештатным. В этом статусе я нахожусь всего месяц, поэтому пока не знаю – круто это или не круто. С другой стороны – у меня появилась возможность жить там, где я хочу.

КК: Чего еще тебе хотелось бы достичь в профессиональном смысле?

ОТ: Мне очень нравятся разные техники рисования, и очень часто мне хочется «попробовать еще вот так», много времени уходит на эти эксперименты. Например, в 3D уже давно не работал, еще – хочется сделать мультфильм… С другой стороны, я не хочу работать с людьми. Мне удобно работать одному.

КК: То есть, ты не согласен с утверждением, что максимально эффективная работа – в коллективе?

ОТ: Ну, пилить и носить бревна лучше, конечно, в коллективе. Делать телепередачи – тоже. Другое дело, что нужно сделать этот коллектив пальцами одной ладони – мало кто на это способен. И даже в случае успеха этого мероприятия, рано или поздно у каждого «пальца» появляется «своя ломота», и эта рука уже не так крепко держит свое орудие производства. Вообще, мне везло на тех, с кем я работал, но почти все проекты рано или поздно накрывались именно потому, что у людей появлялись свои амбиции, обиды, усталость, наконец. Со всем этим нужно как-то совладать, и это – отдельный труд.

КК: Давай теперь про «Кота» поговорим.

ОТ: Все возникло случайно и стихийно: когда-то давным-давно знакомые моих знакомых куда-то уезжали и оставили мне кота. Для животного это передвижение в пространстве было шоком, и кот очень сильно переживал. То есть, я понимал, что он меня не понимает. Самый первый комикс был как раз об этом. Еще некоторое время я рисовал такие сложные, достаточно заумные картинки о взаимоотношениях разных «природ», «разных зверьков», как я это называю. Поначалу зверь был просто котом, а потом я стал вкладывать в это разные смыслы, начал с этим играться. Поэтому в разное время наши «разговоры» выглядят как диалог братьев, друзей, отца с сыном, мужа с женой. А если совсем все обобщить, то это – истории о двух разных мирах, которые пытаются сосуществовать друг с другом или просто – найти общий язык.

КК: Сколько книг у тебя уже вышло?

ОТ: Самой первой была книжка «Кот», сделанная Тёмой Лебедевым. Мы с ним планировали выпустить еще одну: материала у меня было достаточно. Но дело зависло, а материал продолжал накапливаться, и я выпустил книжку «А?». На данный момент доступно ее второе, дополненное издание. «Кот+1» была сделана к петербургскому книжному фестивалю «Бумфест», который был посвящен тому, что разные художники сами издают свои работы, вроде «не ждите, что к вам кто-то придет и будет что-то для вас делать: делайте сами и не выпендривайтесь». Смысл был такой. И эта книжка сделала свое дело: я понял, что действительно незачем ждать издателей, когда можно взять и сделать что-то самому. Есть еще «Пес+1»: эта книжка сделана исключительно как коллекционное издание.

КК: И сейчас у тебя выходит книжка «Два».

ОТ: Книжка «Два» уже вышла в Питере, скоро будет в Москве. По идее, именно она должна была быть второй после «Кота», собственно я ее так и назвал. Есть некоторые планы по ее улучшению: будет переиздание. И, если все сложится, это будет хороший, большой, интересный сюрприз.

КК: О тебе поговорить хотелось бы. Каким ты человеком считаешь себя вообще по жизни?

ОТ: Считаю, что о себе говорить надо либо хорошо, либо никак… Я не знаю. Есть какие-то критерии, которых я стараюсь придерживаться, но ведь так тоже не всегда бывает…

КК: Конкретизируй, пожалуйста. Может, принципы какие-то?

ОТ: С некоторых пор я понимаю, что все жизненные принципы – это полная туфта. Нет, есть, конечно, десять заповедей, которые желательно не нарушать, но остальное – это все понты какие-то… На самом деле, я считаю, что главное в жизни – получать от нее радость и делиться этой радостью с другими. А остальное – приложится. Вот такие принципы у меня, очень простые.

КК: А если посмотреть с высоты твоего возраста – что в твоей жизни является основным?

ОТ: Черт его знает, я не могу сказать, потому что когда в очередной раз переоцениваешь что-то, думаешь, что все клево, а потом проходит время, и тебе кажется, что все это какая-то дрисня… И наоборот – какая-то мелочь может сыграть важную роль. То же рисование: я учился на инженера, не пошел учиться рисовать в институт, потому что в то время художники были алкоголиками, которые рисуют афиши в кинотеатрах. Но при этом, я с восемнадцати лет начал зарабатывать рисованием и каким-то там околохудожественным трудом. При этом, повторюсь, я не собирался к этому серьезно относиться, и, в общем, до сих пор не понимаю – насколько это все серьезно. Но так получилось, что я занимаюсь этим уже достаточно долго.

КК: Олег, твой способ сделать мечту реальностью.

ОТ: Вариантов два: не мечтать вообще, или пахать, чтобы достичь мечты. Но тут, понимаешь, тоже палка о двух концах: когда ты мечтаешь, ты видишь только хорошее, а когда достигаешь – понимаешь, что у мечты есть нюансы, о которых ты и не мечтал (смеется). Вот, собственно, к этим нюансам и нужно быть готовым.

КК: Как ты считаешь, как сделать отдельно взятого, гипотетического человека счастливым?

ОТ: Во-первых, нужно самому быть счастливым, и тогда счастье оно само к тебе притянется. Во-вторых, нужно очень сильно хотеть сделать кого-то счастливым… Я не знаю общего рецепта счастья, на самом деле.

КК: А лично для себя?

ОТ: Эти рецепты есть, конечно. Но все они работают, что называется, «в одно лицо», только в моем конкретном случае. Да и то, пока этот рецепт сформулируешь – он, скорее всего, уже перестанет работать, потому что мир вокруг постоянно изменяется. Последний комикс в книжке «Два» как раз об этом.

Опубликовано на blog.olegti.com

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments